Районный семинар заместителей директоров

«Совершенствование работы с семьёй в свете реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2020 года».

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. На решение данной задачи направлен важный документ - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, который определяет цели, задачи, принципы, направления воспитательной работы. Одним из основных направлений развития воспитания в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2020 года» является поддержка семейного воспитания

Антон Семёнович Макаренко говорил: «Поручиться за то, что семья может воспитывать как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания.» Эти слова стали эпиграфом семинара заместителей директоров общеобразовательных школ района, который состоялся на базе МБОУ «Хомутчанская СОШ» 20 декабря 2016 года. Участникам семинара, целью которого было объединить усилия педагогов для повышения эффективности работы с семьёй, использование передового опыта, достижений педагогической и психологической науки в практической деятельности предложена насыщенная программа.

В первой (теоретической) части семинара с визитной карточкой о школе выступила директор Селихова Г.Н. Заместитель директора школы Беседина С.А. презентовала опыт работы школы по семейному воспитанию. Педагогический коллектив школы при поддержке администрации, шефствующих предприятий, общественных организаций и родительской общественности, используют разнообразные эффективные методы и формы работы по формированию позитивных установок семейного воспитания. В школе уже накоплен положительный опыт работы по различным направлениям, представленным в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, которые предусматривают совместную педагогическую деятельность семьи и школы. Пути реализации также разнообразны: включение воспитательных задач в урочную деятельность, организация внеурочной деятельности и кружков доп. образования в соответствии с потребностями и пожеланиями родителей («Пулевая стрельба», «Токарная обработка древесины», «Мир на ладошке», «Весёлый английский» и др.); школа тесно сотрудничает с учреждениями культуры: СДК, Сельской библиотекой, детским садом. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. Совместно с родителями были проведены следующие мероприятия : День Знаний, День Учителя, День Матери, Праздник Урожая, Новогодние праздники, международный женский день, «Веселые старты»(23 февраля), Последний звонок, Выпускной, общешкольные и классные родительские собрания, круглые столы. Анализ опыта работы по организации взаимодействия семьи и школы позволяет утверждать, что массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. В современной образовательной практике приоритетными становятся дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям.

Социальный педагог Иваненкова В.И. подготовила для участников семинара различные диагностики, помогающие при изучении семейного микроклимата, психологического состояния детей в семье, отношению родителей к школе, и их детей к школе- это и рисуночные диагностики, минисочинения о своей семье, традиционное анкетирование и др.

С опытом своей работы по семейному воспитанию познакомила классный руководитель 9 класса Польшина Т.И.. Прежде всего она рассказала о роли классного руководителя в образовательном и воспитательном процессе. Поскольку основным структурным звеном в школе является класс, именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися, реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе. Тамара Ивановна рассказала о той работе, которую она проводит совместно с родительской общественностью класса по направлениям, предусмотренным программой развития воспитания и социализации школьников- это и традиционные школьные мероприятия, и совместные экскурсии, походы, выставки семейного творчества, спортивные мероприятия и многое другое.

В практической части семинара – проведение внеклассных мероприятий. «Семейные традиции» - так называлось внеклассное мероприятие в 5-6 классах. Ученики заинтересованно рассказывали о происхождении слова «семья», придумывали словосочетания с данным словом, предложения, читали стихи, представили свои исследовательские работы : «Династии» (Бутина Инна), « Детские имена» (Семендяева Виктория), «Совместное проведение свободного времени» (Греховодова Лиза), «Семейные реликвии» (Хорьякова Таня), « Застолье» ( Якшин Даниил), « Праздники» (Сафонов Никита), « Семейные обязанности» ( Сергеев Дмитрий ),

Ребята вместе с родителями подготовили тематические выставки: • фотовыставка «Загляните в семейный альбом»; • выставка «Семейные реликвии»; • выставка поделок учащихся «Своими руками»; • выставка поделок родителей «У мамы руки – золотые!»; • выставка угощений «Мамины секреты»

Параллельно гости посетили литературную гостиную, хозяйками которой были учителя литературы Селихова Г.Н. и Польшина Ж.А. Участники мероприятия (учащиеся 8-10 классов) анализировали текст, оценивали поступки героев, рассуждали, делали выводы по рассказу Валентины Осеевой «Бабка». Ребята говорили о любви, доброте, уважении, о том, как важно успеть при жизни попросить прощения за все обиды, о том, как не хватает иногда теплоты, внимания, понимания. Наши герои, к сожалению, поняли это поздно, что родные близкие люди не вечны и очень важно не опоздать сказать «прости».

Всем понравилось внеклассное мероприятие в классе – комплекте «Что такое семья?» это и работа ребят со словарями, их убедительные ответы, творческие работы младших школьников, сделанные ими экспонаты. Ребята и их родителеи продемонстрировала не только музыкальность, артистичность, но и сплоченность детского коллектива, заинтересованность, активность в том, что все, что они делают, - это во благо добрых дел, любви к семье.

Самым захватывающим и волнительным было спортивное мероприятие «Мы весёлая, дружная семья». В конкурсе приняли участие семьи Платоновых Вячеслав Иванович Людмила Николаевна их сын Максим, Дюкаревых Виктор Иванович, Галина Викторовна, сын Артём, Ковнеровых-Ремовичей Татьяны Анатольевны, братьев Евгения и Артёма.

Спортивный был зал украшен спортивными флагами, шариками, плакатами – лозунгами: Спорт – это здоровье. Спорт это дружба. Спорт – это успех. Всей семьёй - к здоровью. Участники конкурса продемонстрировали ловкость, силу, подвижность, активность, смекалку, внимательность.

В ходе мероприятия звучали спортивные песни, марши, веселая музыка. В захватывающей борьбе победила команда Ковнеровых – Ремовичей, которая была награждена кубком, а все участники мероприятия были награждены Грамотами и сладкими призами.

Семинар закончился круглым столом, где его участники обменялись освоим опытом работы по данному напрвлению, поделились своими впечатлениями о встрече: что понравилось, что нет, что взяли полезного для себя, с какими чувствами ушли домой, с чего начнут работу с семьями? И еще: семинар как нельзя лучше продемонстрировал школьные заповеди педогогического коллектива школы: -«Успех школы - это личные успехи учеников + усилия учителей + содействие родителей». - «Хочешь жить – умей учиться». - «Делай добрые дела, не ожидая похвалы». - «Обменивайся информацией, твори и созидай доброе и полезное». - «Хочешь, будь успешным и талантливым - будь им!». - «Заявляй о себе в социуме».

Старший инспектор отдела общего и дополнительного образования управления образования администрации Ивнянского района Татаренко Г.Н. поблагодарила всех за активную работу на семинаре и пожелала удачи в нелёгком педагогическом труде.